• Если вы слышите: «ненавижу учебу, одноклассников и т.п….» спросите: «что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?…» не говорите: «когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  • Если вы слышите: «все кажется таким безнадежным…» скажите: «иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». Не говорите: «подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  • Если вы слышите: «всем было бы лучше без меня!…» скажите: «ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». Не говорите: «не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  • Если вы слышите: «вы не понимаете меня!…» скажите: «расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». Не говорите: «кто же может понять молодежь в наши дни?»
  • Если вы слышите: «я совершил ужасный поступок…» скажите: «давай сядем и поговорим об этом». Не говорите: «что посеешь, то и пожнешь!»
  • Если вы слышите: «а если у меня не получится?…» скажите: «если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». Не говорите: «если не получится — значит ты недостаточно постарался!» 

Профилактика суицидального поведения состоит не только в заботе и участии родителей в жизни несовершеннолетнего, но и в способности распознавать признаки суицидального риска.

Знания, полученные родителями, о его признаках могут спасти жизнь ребенка, разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Основными    признаками    возможной    суицидальной    опасности  являются:

  • угрозы самоубийства, предшествующие попытки самоубийства;
  • значительные изменения поведения или личности ребенка/подростка;
  • приготовления к последнему волеизъявлению;
  • проявления беспомощности и безнадежности, одиночество и  изолированность.


РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Суицид может иметь место, если проблема, конфликт остаётся актуальной и нерешенной в течение длительного времени, и при этом ребёнок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

  • Ребёнок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
  • Должны насторожить фразы типа: «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
  • Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с «врагами», «обидчиками», раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Также следует обратить особое внимание на:

  • утрату интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие    перепады    настроения,    неадекватная    реакция    на    слова, беспричинные слёзы;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот- признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания, либо философские размышления на тему смерти.
Подготовил