«Зачем учить ребёнка музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота! Понятно, что не каждый ребенок вырастет в будущем знаменитым музыкантом, но каждому занятия музыкой принесут огромную пользу.
Поверьте, учить детей музыке нужно – для этого есть самые веские основания:
Здоровье и развитие мозга. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. «Музыкой должны заниматься только одарённые дети!» - наиболее из печальных родительских заблуждений.
Воспитание самодисциплины и силы воли. Музыкальному искусству не научить за одно занятие, заниматься на инструменте, петь нужно будет регулярно, каждый день, несколько лет. А значит, надо учиться быть упорным и настойчивым, целенаправленным. Потребуется умение концентрировать внимание, умение быстро реагировать, слушать себя и тех, и тех, кто рядом с тобой.
Развитие координации. Не важно, какой инструмент выберет ребенок. Во время игры на музыкальном инструменте приходится хорошо выполнять сразу несколько процессов одновременно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями.
Развивает пространственное мышление.
Музыка и математика идут рядом. В предмете сольфеджио, в теоретической его части, часто используются чисто математические приемы и способы решения, а дети, с радостью находят эти параллели и решают музыкально-математические задачки.
При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребёнок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее.
Что даёт ребёнку музыкальное образование?
Об этом можно говорить очень много. Это и эстетическое воспитание и духовное развитие.
Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. И ещё многое, многое.
Ну и самое ГЛАВНОЕ - мы с вами, дорогие наши родители, можем помочь детям глубже понять и полюбить музыкальные занятия. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генриг Густович Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон и почти не знающий исключений. Именно родители должны заразить ребёнка любовью к музыке.
Могут ли родители оказывать непосредственную помощь ребёнку, обучающемуся музыке?
«Я ничем не помогу. Я в музыке не разбираюсь…». Кстати, эту фразу произносят многие, не отдавая себе отчёта в том, каков конкретный смысл сказанного. Что значит - «не разбираюсь»? Нередко оказывается, однако, что тот, кто «не разбирается», на самом деле с удовольствием слушает музыкальные программы, на концертах искренне, с жаром аплодируют участникам. Разбираются, кто хорошо исполнил песню, кто плохо.
Вместе с ребёнком послушайте его игру, полюбуйтесь мелодией, скажите, что она вам очень понравилась, запомнилась, запишите видео, послушайте и скажите, что если бы здесь не было остановки, было бы как у настоящего артиста и что вы бы тоже хотели так научиться играть.
Постигайте всякую музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на «нет» все попытки приобщить к ней ребёнка.
Совет
- при удачном исполнении очень важно похвалить ребёнка. В любом случае ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.
- не заставляйте ребёнка «выступать» с демонстрацией игры на инструменте или петь перед людьми, которые ему не нравятся, в неподходящей обстановке или когда его не слушают. И напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.
При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребёнок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее.